Турист Anatoly Strunin (a_strunin)
Anatoly Strunin
был 24 декабря 2022 21:02

А смысл, брат?..

9
А смысл, брат?..

О том, как писать трэвел-заметки и видеть грабли, которые при этом возникают на пути

Ну, вот и настала пора поговорить о том, что такое текст в трэвел-репортаже, заметке, обзоре и так далее… Доступность путешествий, включая в самые экзотические места планеты, наличие у каждого второго цифрового фотоаппарата, породили чертову прорву самодеятельных журналистов. И неважно как при этом они себя именуют — писателями или блогерами — все они действуют в рамках определенной сферы деятельности или, скажем так, — жанра. И жанр этот — журналистика.

Неважно также, где они публикуют свои опусы, пардон, — произведения. Важно, что это доходит до конечного потребителя, то есть читателя. И таким образом как-то воздействуют на их умы. А поскольку любое печатное слово обладает реальной магией (тут я серьезно!), то у вновь обращенных в журналисты путешественников появляется реальный шанс собрать свою аудиторию, выстроить ее под себя и, в конечном итоге, монетизировать — ярчайший пример этому сами знаете кто с шевелюрой как у Анжелы Дэвис!..

И все бы ничего — стриги купоны со своего хобби и ты, если хватит предприимчивости. Но об одном хотелось бы попросить: соблюдай законы жанра! Ну сил порой нет читать то, что выкладывается в сети. Сплошное невнятное мычание. И при этом в творчестве большинства самодеятельных журналистов практически всегда присутствует неколебимая самоуверенность в своих способностях. Каждая заметка в их понимании — нетленка! А поскребешь чуть их текстик и сразу увидишь, что наблюдения поверхностны, а выводы — наивны. Пытаться что-то говорить в таком случае автору — бесполезно, не поймет и не воспримет сто пудово!..

А смысл, брат?..

Большинство ведь журналистских неофитов не проходили даже начальной школы редактуры, когда из твоего текста опытная рука старшего товарища с хорошим вкусом вырубает всю наивно-патетическую чушь, делает его плотным и упругим. И ты потом понимаешь всю цену простоты и краткости, сам себя одергиваешь и перепроверяешь. И учишься, учишься этому всю жизнь, читая хорошие книги и размышляя о том, что видишь. И если уж садишься писать, то понимаешь, что пургу гнать не надо — неловко перед коллегами будет!..

А смысл, брат?..

Поэтому первый совет, как ни странно, такой: можешь не писать — не пиши! Убей в себе графомана прямо на старте. Хотя бы потому, что все написанное будет прежде всего говорить о тебе самом, о том, кто ты есть на самом деле. И это еще одна из магий письменного слова! Невозможно скрыть свою сущность в письменном тексте, в нем неизбежно проявятся все твои «фобии» и «филии». И особенно хорош в этом смысле Фейсбук. В нем как бы человек ни «шифровался», рано или поздно по одной или нескольким публикациям станет вполне понятным и очевидным. Он сам расскажет, что собой представляет, о чем на самом деле думает — да и способен ли думать вообще.

А смысл, брат?..

Готов к такому повороту событий — тогда вперед! Садись за компьютер и долби по клавишам до опупения, воображая, что вся страна замерла в ожидании твоего шедевра. Но при этом постарайся хотя бы избавиться от явных признаков графоманства в своем тексте. Некоторые из них я назову.

Первый — это когда «много букв». Графоману ведь пофиг, о чем писать, сколько писать и зачем писать. Он «торчит» уже от процесса. Поэтому его произведения бесконечны и, как правило, пусты. Это ведь в содержательной заметке длинноты маловероятны, мысль, если она есть — конечна, ее не будешь обмусоливать вновь и вновь, заходя с разных сторон… Короче, не страдайте словесным поносом и вас не обзовут графоманом!..

Второй признак — отсутствие внятно выраженной основной темы или, скажем так, — сюжетного стержня. Рассказ графомана часто отличается примитивным последовательным изложением всего, что он увидел, прочитал в Википедии или услышал от гида. Как у чукчи — что вижу, о том и пою… И замучаешься при этом хоть как-то додумывать за него, о чем, собственно, «спич»? Что автор конкретно хотел рассказать — о своем долгожданном отпуске, о стране, в которой он впервые побывал, или что он тут увидел такого, чего другие еще не видели по телевизору… Такому «писателю» всегда хочется мысленно дать подзатыльник и отправить в древне-греческий театр, который еще пару тысяч лет назад изобрел простейший принцип цельности художественного произведения — единство места, действия и времени.

А смысл, брат?..

Третий признак — многосерийность! Это присуще любой блогосфере, но в туристических она зашкаливает — да так, что «Рабыня Изаура» просто отдыхает!.. Можно часто встретить заметки, которые уже просто нумеруются десятками за основным заголовком, типа «Антарктида ч. 11, ч. 45, ч. 125…». Ну что это — как ни скудоумие автора? Понятно, что большое путешествие предполагает объемный материал. Ну так потрудись — отбери, сгруппируй, придумай темы и подтемы, пропиши сквозной сюжет или наоборот — сделай их самостоятельными зарисовками. Как угодно! Но не тупо, вываливая все в кучу унылого г-на… Это, как я и говорил выше, прежде всего характеризует автора: во-первых, она нас, читателей, не уважает, а во-вторых, творчески несостоятелен, если не может справиться с материалом…

Четвертый признак — всезнайство! У большинства авторов, вдруг остро почувствовавших себя журналистами-международниками, появляется страсть поумничать, показать свою осведомленность. А на деле все оборачивается тотальным заимствованием фактографического материала из интернет-источников, включая многострадальную Википедию — благо у нее коллективный автор и «предьяву» за плагиат никто не сделает… Короче, если автор с первых строк вам начнет доверительно сообщать, что такая-то страна имеет столько-то миллионов жителей и расположена на стольких-то квадратных километрах — смело посылайте его заметки в топку!..

А смысл, брат?..

Пятый признак — банальность. Она имеет разные проявления, но сущность — одну! После того, как начинающий автор детально опишет личную мотивацию о том, почему он сюда приехал и что тут собирался увидеть, подробно расскажет об обстоятельствах выбора между лучшим и замечательным, начнется самая настоящая жесть. Автор возомнит себя Юрием Сенкевичем эпохи «железного занавеса» и посчитает необходимым подробнейшим образом пересказывать то, что вовсе и не требует дополнительной вербализации. Это уже и так, как правило, есть у него на представленных фоточках. Но ему ведь мало! Настоящий графоман, он же — «капитан очевидность», вас так просто не отпустит и обязательно, если речь задет о Сахаре, расскажет, что там до хрена песка и люди ездят на верблюдах…

А смысл, брат?..

Шестой признак — плохой слог, а часто — просто дикое косноязычие. Тут две крайности. Либо начинающие авторы пытаются говорить красиво, по-книжному, встраивая в свою речь чужеродные словесные загогулины, либо наоборот — скатываются в сухость и мертвечину канцелярщины, именуя свою волшебную поездку не иначе, как «пребыванием», а еду — «принятием пищи». Все это не только от неопытности, но и от не понимания, что прелесть состоит именно в том, когда человек изъясняется своим, простым и понятным языком. Ну, разумеется, если он при этом образован, начитан и владеет хоть какими-то литературными способностями.

А смысл, брат?..

Ну, а если нет, что тогда? Как все-таки быть, если не в силах молчать? Когда впечатления от поездки настолько сильны, что руки сами тянутся к клавиатуре?.. Тогда, конечно, садиться и писать. Но с учетом всего того, что я сказал выше. И не спешить при этом написанное сразу выкладывать, если даже сильно чешется в одном месте. Пусть вещь отлежится, а эмоции поутихнут. Спустя день-два все перечитать, поправить, снова отложить, если есть сомнения. Вон тот же Лев Николаевич не раз и не два перекраивал свои шедевры. И бедная жена его Софья Андреевна — замучалась за ним их переписывать. Зато смотрите как здорово все у него получилось — стал классиком еще при жизни!..

И это возможно для вас, если вы, конечно, осознаете, что заметки в блоги писать — серьезная работа, а шедевры с пол пинка не рождаются… Помню в молодости меня очень мотивировала сказанная кем-то из великих фраза: «Писать очень просто. Сидишь и пишешь, пока капли крови не проступят на твоем лбу!..». Сегодня это звучит, конечно, чересчур пафосно, а для большинства так называемых блогеров и вовсе не актуально. Им и думать-то головой некогда — строчат как из пулемета по три-пять постов в день, и не парятся, пипл и так схавает!.. Но вы ведь не такие? Вы будете думать. И писать только тогда, когда вам будет что сказать всему миру собственного и сокровенного!..

А смысл, брат?..

Ну, хорошо — с графоманством и его признаками в блогерских заметках мы разобрались. А существуют ли на свете признаки хорошего текста? Как их увидеть, понять и взять на вооружение?..

А вот тут уже начинаются трудности. Дело в том, что восприятие художественного произведения вещь субъективная, а инструментарий — обширнее некуда. Но нам легче, мы ведь говорим о довольно простом жанре — о репортаже, истории или трэвел-репортаже. Разница между этими жанрами есть, но чаще не такая уж заметная.

Начнем с того, что пару слов скажем о минимально необходимом текстовом сопровождении фотографий, об описании того, что есть в серии снимков — о кепшене. Это даже скорее технический жанр, нежели творческий. Бывает, что на его основе более опытный редактор пишет качественный и вкусный литературный текст… Так что смысл в нем есть. И учиться его делать тоже нужно. Добавлю только, что классический кэпшен (от англ. caption) — это всего лишь подпись, заголовок. Но фотографы очень широко трактуют это слово, имея в виду любое описание картинки, серии фотографий. Он может быть очень лаконичным, в одно-два предложения, или наоборот — большим, страница и две. Кэпшены — это также обязательный атрибут поданных на любые конкурсы работ. Так что привыкайте, коллеги!..

А смысл, брат?..

Ну, а для журналистов блогосферы и ЖЖ я бы посоветовал подразумевать под «кепшеном» не только и не столько формализованный текст, что и где изображено на снимках, а вполне себе законченный материал, который в журналистике может называться и «репортаж», и «заметка», и «литературное эссе» — это у кого насколько таланта хватит. Не поленитесь, поищите в интернете описания этих жанров, почитайте примеры — и дерзайте!.. Помня при этом, что в любом тексте обязательным являются хороший язык и стиль, динамичность повествования, композиционное равновесие, когда, попросту говоря, в тексте есть начало, середина и конец. Старайтесь писать просто, легко, как будто ведете доверительный разговор с друзьями.

А смысл, брат?..

И помните, что фотографии плюс текст — это одно целое. То есть — тот случай, когда два разных вида творчества друг друга и дополняют, и обогащают. Но выступают при этом исключительно на равных!.. И к этому я вернусь чуть ниже.

Теперь репортаж. Что это за зверь такой? Иногда свадебщики в своих объявлениях пишут: «Снимаю свадьбу в репортажном стиле!..». У них это означает, что обыкновенную свадьбу они долбят последовательно от первого кадра одевания невесты, до последнего, когда молодые уже идут баиньки. Но суть ухвачена, репортаж — это действие в развитии. В нем вы обязательно должны рассказать о том, где и что происходит, кто является главными действующими лицами. Понятно, что текст репортажа и фотографии к нему должны друг друга дополнять. Не стоит описывать то, что уже и так понятно по снимкам. Лучше больше внимания уделить предыстории события, его последствиям, попытаться выйти на обобщения. Если это трэвел-репортаж, то в него логично просится определенный страноведческий или этнографический материал. Но помним — в меру, очень в меру!..

А смысл, брат?..

Не побоюсь повториться, что язык репортажа должен быть энергичным, живым и ярким. Побольше глаголов, сравнений, прямых обращений к читателю по типу «ну только представьте», «если бы вы это видели» и так далее… Ваша задача сделать читателя соучастником происходящего, включить его в эмоциональную атмосферу происходящего.

А смысл, брат?..

А если вы столкнулись с материалом, в котором нет никакого действия? Например, музей или интересная выставка в художественной галерее, о которой вам очень хочется рассказать. Тогда движуху в тексте нужно создавать вам самим, используя исключительно собственный полет мысли. Вот тут пригодятся все приемы литературного творчества — и метафоры, и ассоциации, косвенная и прямая речь и мысленные диалоги, более сложная структура заметки. Такой текст, если получится, уже может относиться к более высокому жанру — литературному эссе.

Но есть еще один вопрос, на который мы не ответили, — а зачем вообще париться с текстом тому, кто считает себя фотографом. Некоторые из них вообще утверждают, что фотографии, требующие сопровождения текстом, — это плохие фотографии. Шедевр говорит за себя сам! Такие утверждения — чушь на постном масле. Или лукавство фотографов. Как правило, за ними стоит элементарное не умение двух слов связать.

А смысл, брат?..

Можно допустить, что визуальный материал настолько красноречив, что никакого текста он не требует. Но это скорее галерейный материал. Мы же говорим о публикациях в СМИ, о блоге, заметке в ЖЖ. Имеем в виду не особый жанр, скажем, метафизической фотографии, в которой достаточно передать какое-то видение или даже ощущение фотографа об окружающем мире, а заметку для медиа-издания.

Поэтому фотография и текст, если они хорошо сделаны, рождают как бы новое состояние и качество материала, практически по такой странной, на первый взгляд, формуле: 1 + 1 = 3. Под тройкой я подразумеваю, что в результате такого творческого симбиоза появляется новое произведение, которое ровно в три раза сильнее по своему воздействию, чем каждая его составная часть по отдельности.

А смысл, брат?..

Попробуйте использовать этот подход и скоро поймете, что в этом есть своя сермяжная правда. А то порой смотришь — снимки, вроде, ничего, а текст — совсем уже беспомощный или написан левой пяткой. Бывает, кстати, и наоборот. И я не знаю, что хуже. Скорее, следует говорить о недостаточной кондиционности заметки в целом. Что происходит в таких случаях в редакциях настоящих СМИ? Материал возвращается автору (авторам) на доработку или откланяется вовсе. Порой в сопровождении соответствующих эпитетов, типа «засуньте себе эту ересь куда-нибудь поглубже»…

В блогосфере этого нет. Вас если и пошлют куда отдельно взятые перфекционисты, то уже после публикации. При этом свои лайки от себе подобных вы уже получите. И сочтете, что те, кто недостаточно вас хвалил, — скоты и завистники, пора объявлять им бескомпромиссный холивар. Ну, а ваши сторонники, которые лайкают вас, а вы лайкате их, — подтянутся!..

А смысл, брат?..

Конечно, есть люди, которым это нравится. Именно в этом они и видят смысл своей публичности. Но ведь вы не такие? Вы понимаете, что любое творчество — вещь ответственная и дело многотрудное. И нужно много работать, чтобы добиться настоящего признания. В том числе заниматься скучным делом самообразования. И исключительно веря в этот процесс, я сел и написал эту заметку. Чтобы помочь слегка разобраться в этом вопросе вам, господам сетевой журналистики. Если в конечном итоге меня из-за нее не разорвут на клочки обиженные графоманы, напишу о том, как и зачем фотографировать, если вам невмоготу этого не делать. То есть — до встречи!..

А смысл, брат?..

 

Вся серия "Мои ликбезы":

А смысл, брат!.. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6878

Не делайте нам больно!.. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6881

Мои раскраски. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6882

Вишенка на торте. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6883

 

Анатолий Струнин

Фото автора

159 – карма
Позиция в рейтинге – 613
Комментарии