А смысл, брат?.. |
О том, как писать трэвел-заметки и видеть грабли, которые при этом возникают на пути
Ну, вот и настала пора поговорить о том, что такое текст в трэвел-репортаже, заметке, обзоре и так далее… Доступность путешествий, включая в самые экзотические места планеты, наличие у каждого второго цифрового фотоаппарата, породили чертову прорву самодеятельных журналистов. И неважно как при этом они себя именуют — писателями или блогерами — все они действуют в рамках определенной сферы деятельности или, скажем так, — жанра. И жанр этот — журналистика.
Неважно также, где они публикуют свои опусы, пардон, — произведения. Важно, что это доходит до конечного потребителя, то есть читателя. И таким образом как-то воздействуют на их умы. А поскольку любое печатное слово обладает реальной магией (тут я серьезно!), то у вновь обращенных в журналисты путешественников появляется реальный шанс собрать свою аудиторию, выстроить ее под себя и, в конечном итоге, монетизировать — ярчайший пример этому сами знаете кто с шевелюрой как у Анжелы Дэвис!..
И все бы ничего — стриги купоны со своего хобби и ты, если хватит предприимчивости. Но об одном хотелось бы попросить: соблюдай законы жанра! Ну сил порой нет читать то, что выкладывается в сети. Сплошное невнятное мычание. И при этом в творчестве большинства самодеятельных журналистов практически всегда присутствует неколебимая самоуверенность в своих способностях. Каждая заметка в их понимании — нетленка! А поскребешь чуть их текстик и сразу увидишь, что наблюдения поверхностны, а выводы — наивны. Пытаться что-то говорить в таком случае автору — бесполезно, не поймет и не воспримет сто пудово!..
Большинство ведь журналистских неофитов не проходили даже начальной школы редактуры, когда из твоего текста опытная рука старшего товарища с хорошим вкусом вырубает всю наивно-патетическую чушь, делает его плотным и упругим. И ты потом понимаешь всю цену простоты и краткости, сам себя одергиваешь и перепроверяешь. И учишься, учишься этому всю жизнь, читая хорошие книги и размышляя о том, что видишь. И если уж садишься писать, то понимаешь, что пургу гнать не надо — неловко перед коллегами будет!..
Поэтому первый совет, как ни странно, такой: можешь не писать — не пиши! Убей в себе графомана прямо на старте. Хотя бы потому, что все написанное будет прежде всего говорить о тебе самом, о том, кто ты есть на самом деле. И это еще одна из магий письменного слова! Невозможно скрыть свою сущность в письменном тексте, в нем неизбежно проявятся все твои «фобии» и «филии». И особенно хорош в этом смысле Фейсбук. В нем как бы человек ни «шифровался», рано или поздно по одной или нескольким публикациям станет вполне понятным и очевидным. Он сам расскажет, что собой представляет, о чем на самом деле думает — да и способен ли думать вообще.
Готов к такому повороту событий — тогда вперед! Садись за компьютер и долби по клавишам до опупения, воображая, что вся страна замерла в ожидании твоего шедевра. Но при этом постарайся хотя бы избавиться от явных признаков графоманства в своем тексте. Некоторые из них я назову.
Первый — это когда «много букв». Графоману ведь пофиг, о чем писать, сколько писать и зачем писать. Он «торчит» уже от процесса. Поэтому его произведения бесконечны и, как правило, пусты. Это ведь в содержательной заметке длинноты маловероятны, мысль, если она есть — конечна, ее не будешь обмусоливать вновь и вновь, заходя с разных сторон… Короче, не страдайте словесным поносом и вас не обзовут графоманом!..
Второй признак — отсутствие внятно выраженной основной темы или, скажем так, — сюжетного стержня. Рассказ графомана часто отличается примитивным последовательным изложением всего, что он увидел, прочитал в Википедии или услышал от гида. Как у чукчи — что вижу, о том и пою… И замучаешься при этом хоть как-то додумывать за него, о чем, собственно, «спич»? Что автор конкретно хотел рассказать — о своем долгожданном отпуске, о стране, в которой он впервые побывал, или что он тут увидел такого, чего другие еще не видели по телевизору… Такому «писателю» всегда хочется мысленно дать подзатыльник и отправить в древне-греческий театр, который еще пару тысяч лет назад изобрел простейший принцип цельности художественного произведения — единство места, действия и времени.
Третий признак — многосерийность! Это присуще любой блогосфере, но в туристических она зашкаливает — да так, что «Рабыня Изаура» просто отдыхает!.. Можно часто встретить заметки, которые уже просто нумеруются десятками за основным заголовком, типа «Антарктида ч. 11, ч. 45, ч. 125…». Ну что это — как ни скудоумие автора? Понятно, что большое путешествие предполагает объемный материал. Ну так потрудись — отбери, сгруппируй, придумай темы и подтемы, пропиши сквозной сюжет или наоборот — сделай их самостоятельными зарисовками. Как угодно! Но не тупо, вываливая все в кучу унылого г-на… Это, как я и говорил выше, прежде всего характеризует автора: во-первых, она нас, читателей, не уважает, а во-вторых, творчески несостоятелен, если не может справиться с материалом…
Четвертый признак — всезнайство! У большинства авторов, вдруг остро почувствовавших себя журналистами-международниками, появляется страсть поумничать, показать свою осведомленность. А на деле все оборачивается тотальным заимствованием фактографического материала из интернет-источников, включая многострадальную Википедию — благо у нее коллективный автор и «предьяву» за плагиат никто не сделает… Короче, если автор с первых строк вам начнет доверительно сообщать, что такая-то страна имеет столько-то миллионов жителей и расположена на стольких-то квадратных километрах — смело посылайте его заметки в топку!..
Пятый признак — банальность. Она имеет разные проявления, но сущность — одну! После того, как начинающий автор детально опишет личную мотивацию о том, почему он сюда приехал и что тут собирался увидеть, подробно расскажет об обстоятельствах выбора между лучшим и замечательным, начнется самая настоящая жесть. Автор возомнит себя Юрием Сенкевичем эпохи «железного занавеса» и посчитает необходимым подробнейшим образом пересказывать то, что вовсе и не требует дополнительной вербализации. Это уже и так, как правило, есть у него на представленных фоточках. Но ему ведь мало! Настоящий графоман, он же — «капитан очевидность», вас так просто не отпустит и обязательно, если речь задет о Сахаре, расскажет, что там до хрена песка и люди ездят на верблюдах…
Шестой признак — плохой слог, а часто — просто дикое косноязычие. Тут две крайности. Либо начинающие авторы пытаются говорить красиво, по-книжному, встраивая в свою речь чужеродные словесные загогулины, либо наоборот — скатываются в сухость и мертвечину канцелярщины, именуя свою волшебную поездку не иначе, как «пребыванием», а еду — «принятием пищи». Все это не только от неопытности, но и от не понимания, что прелесть состоит именно в том, когда человек изъясняется своим, простым и понятным языком. Ну, разумеется, если он при этом образован, начитан и владеет хоть какими-то литературными способностями.
Ну, а если нет, что тогда? Как все-таки быть, если не в силах молчать? Когда впечатления от поездки настолько сильны, что руки сами тянутся к клавиатуре?.. Тогда, конечно, садиться и писать. Но с учетом всего того, что я сказал выше. И не спешить при этом написанное сразу выкладывать, если даже сильно чешется в одном месте. Пусть вещь отлежится, а эмоции поутихнут. Спустя день-два все перечитать, поправить, снова отложить, если есть сомнения. Вон тот же Лев Николаевич не раз и не два перекраивал свои шедевры. И бедная жена его Софья Андреевна — замучалась за ним их переписывать. Зато смотрите как здорово все у него получилось — стал классиком еще при жизни!..
И это возможно для вас, если вы, конечно, осознаете, что заметки в блоги писать — серьезная работа, а шедевры с пол пинка не рождаются… Помню в молодости меня очень мотивировала сказанная кем-то из великих фраза: «Писать очень просто. Сидишь и пишешь, пока капли крови не проступят на твоем лбу!..». Сегодня это звучит, конечно, чересчур пафосно, а для большинства так называемых блогеров и вовсе не актуально. Им и думать-то головой некогда — строчат как из пулемета по три-пять постов в день, и не парятся, пипл и так схавает!.. Но вы ведь не такие? Вы будете думать. И писать только тогда, когда вам будет что сказать всему миру собственного и сокровенного!..
Ну, хорошо — с графоманством и его признаками в блогерских заметках мы разобрались. А существуют ли на свете признаки хорошего текста? Как их увидеть, понять и взять на вооружение?..
А вот тут уже начинаются трудности. Дело в том, что восприятие художественного произведения вещь субъективная, а инструментарий — обширнее некуда. Но нам легче, мы ведь говорим о довольно простом жанре — о репортаже, истории или трэвел-репортаже. Разница между этими жанрами есть, но чаще не такая уж заметная.
Начнем с того, что пару слов скажем о минимально необходимом текстовом сопровождении фотографий, об описании того, что есть в серии снимков — о кепшене. Это даже скорее технический жанр, нежели творческий. Бывает, что на его основе более опытный редактор пишет качественный и вкусный литературный текст… Так что смысл в нем есть. И учиться его делать тоже нужно. Добавлю только, что классический кэпшен (от англ. caption) — это всего лишь подпись, заголовок. Но фотографы очень широко трактуют это слово, имея в виду любое описание картинки, серии фотографий. Он может быть очень лаконичным, в одно-два предложения, или наоборот — большим, страница и две. Кэпшены — это также обязательный атрибут поданных на любые конкурсы работ. Так что привыкайте, коллеги!..
Ну, а для журналистов блогосферы и ЖЖ я бы посоветовал подразумевать под «кепшеном» не только и не столько формализованный текст, что и где изображено на снимках, а вполне себе законченный материал, который в журналистике может называться и «репортаж», и «заметка», и «литературное эссе» — это у кого насколько таланта хватит. Не поленитесь, поищите в интернете описания этих жанров, почитайте примеры — и дерзайте!.. Помня при этом, что в любом тексте обязательным являются хороший язык и стиль, динамичность повествования, композиционное равновесие, когда, попросту говоря, в тексте есть начало, середина и конец. Старайтесь писать просто, легко, как будто ведете доверительный разговор с друзьями.
И помните, что фотографии плюс текст — это одно целое. То есть — тот случай, когда два разных вида творчества друг друга и дополняют, и обогащают. Но выступают при этом исключительно на равных!.. И к этому я вернусь чуть ниже.
Теперь репортаж. Что это за зверь такой? Иногда свадебщики в своих объявлениях пишут: «Снимаю свадьбу в репортажном стиле!..». У них это означает, что обыкновенную свадьбу они долбят последовательно от первого кадра одевания невесты, до последнего, когда молодые уже идут баиньки. Но суть ухвачена, репортаж — это действие в развитии. В нем вы обязательно должны рассказать о том, где и что происходит, кто является главными действующими лицами. Понятно, что текст репортажа и фотографии к нему должны друг друга дополнять. Не стоит описывать то, что уже и так понятно по снимкам. Лучше больше внимания уделить предыстории события, его последствиям, попытаться выйти на обобщения. Если это трэвел-репортаж, то в него логично просится определенный страноведческий или этнографический материал. Но помним — в меру, очень в меру!..
Не побоюсь повториться, что язык репортажа должен быть энергичным, живым и ярким. Побольше глаголов, сравнений, прямых обращений к читателю по типу «ну только представьте», «если бы вы это видели» и так далее… Ваша задача сделать читателя соучастником происходящего, включить его в эмоциональную атмосферу происходящего.
А если вы столкнулись с материалом, в котором нет никакого действия? Например, музей или интересная выставка в художественной галерее, о которой вам очень хочется рассказать. Тогда движуху в тексте нужно создавать вам самим, используя исключительно собственный полет мысли. Вот тут пригодятся все приемы литературного творчества — и метафоры, и ассоциации, косвенная и прямая речь и мысленные диалоги, более сложная структура заметки. Такой текст, если получится, уже может относиться к более высокому жанру — литературному эссе.
Но есть еще один вопрос, на который мы не ответили, — а зачем вообще париться с текстом тому, кто считает себя фотографом. Некоторые из них вообще утверждают, что фотографии, требующие сопровождения текстом, — это плохие фотографии. Шедевр говорит за себя сам! Такие утверждения — чушь на постном масле. Или лукавство фотографов. Как правило, за ними стоит элементарное не умение двух слов связать.
Можно допустить, что визуальный материал настолько красноречив, что никакого текста он не требует. Но это скорее галерейный материал. Мы же говорим о публикациях в СМИ, о блоге, заметке в ЖЖ. Имеем в виду не особый жанр, скажем, метафизической фотографии, в которой достаточно передать какое-то видение или даже ощущение фотографа об окружающем мире, а заметку для медиа-издания.
Поэтому фотография и текст, если они хорошо сделаны, рождают как бы новое состояние и качество материала, практически по такой странной, на первый взгляд, формуле: 1 + 1 = 3. Под тройкой я подразумеваю, что в результате такого творческого симбиоза появляется новое произведение, которое ровно в три раза сильнее по своему воздействию, чем каждая его составная часть по отдельности.
Попробуйте использовать этот подход и скоро поймете, что в этом есть своя сермяжная правда. А то порой смотришь — снимки, вроде, ничего, а текст — совсем уже беспомощный или написан левой пяткой. Бывает, кстати, и наоборот. И я не знаю, что хуже. Скорее, следует говорить о недостаточной кондиционности заметки в целом. Что происходит в таких случаях в редакциях настоящих СМИ? Материал возвращается автору (авторам) на доработку или откланяется вовсе. Порой в сопровождении соответствующих эпитетов, типа «засуньте себе эту ересь куда-нибудь поглубже»…
В блогосфере этого нет. Вас если и пошлют куда отдельно взятые перфекционисты, то уже после публикации. При этом свои лайки от себе подобных вы уже получите. И сочтете, что те, кто недостаточно вас хвалил, — скоты и завистники, пора объявлять им бескомпромиссный холивар. Ну, а ваши сторонники, которые лайкают вас, а вы лайкате их, — подтянутся!..
Конечно, есть люди, которым это нравится. Именно в этом они и видят смысл своей публичности. Но ведь вы не такие? Вы понимаете, что любое творчество — вещь ответственная и дело многотрудное. И нужно много работать, чтобы добиться настоящего признания. В том числе заниматься скучным делом самообразования. И исключительно веря в этот процесс, я сел и написал эту заметку. Чтобы помочь слегка разобраться в этом вопросе вам, господам сетевой журналистики. Если в конечном итоге меня из-за нее не разорвут на клочки обиженные графоманы, напишу о том, как и зачем фотографировать, если вам невмоготу этого не делать. То есть — до встречи!..
Вся серия "Мои ликбезы":
А смысл, брат!.. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6878
Не делайте нам больно!.. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6881
Мои раскраски. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6882
Вишенка на торте. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6883
Анатолий Струнин
Фото автора