Не делайте нам больно - сделайте красиво!.. |
Пособие для тех, кто хочет фотографировать в путешествиях по-умному.
Продолжим тему и поговорим сегодня о том, как прекратить маяться ерундой и начать снимать шедевры. Многие и до меня затевали этот разговор, а все не доходит. Придется попробовать еще раз.
А начало, кстати, здесь: https://a-strunin.tourister.ru/blog/6878. Там про то, как переплюнуть братьев Гонкур. Без занудства, но начистоту!..
Итак, каковы наши вводные? Есть блог или ЖЖ, может быть, даже свой сайтик. Значит, свои полшага к вечности вы уже сделали. Имеются деньги и страсть к путешествиям. Тоже идет в актив! Проснулась вдруг тяга к самовыражению — опять в плюс! Вы вчера купили большой черный фотоаппарат — ура, полку безымянных героев интернета прибыло!.. Теперь вы имеете полное право заявить этому бездуховному миру, что он имеет дело не с очередным лузером с мыльницей, а c настоящим фотохудожником, репортером-исследователем, путешественником-первооткрывателем — и так далее, в полном соответствии с тем, как вы себя позиционируете в собственных глазах!..
Но вот беда, проходят дни, недели и месяцы, ваш блог уже распух от новых фоточек, а слава так и не приходит. Лайкают такие же горемыки, как и вы, да жена с тещей не нарадуются — слава богу, что не пьет!.. И кипит ваш разум, как в том мультфильме: «Маловато будет!..».
Не волнуйтесь, все поправимо, если принять за аксиому, что на одних только волшебных возможностях вашего фотоаппарата не выедешь. Требуется некоторая сноровка. А главное, понимание того, что вы делаете, когда нажимаете на маленькую кнопочку, которая удивительным образом отзывается у кого-то шедевром, а у кого-то — унылым г… Ну, вы уже поняли — чем…
Но мы с вами постараемся уровнять шансы. Для чего пройдемся по основным понятиям плохой и хорошей фотографии, вместе поищем те грабли, на которые чаще всего наступают люди, для которых фотография не является профессией. Но прежде дадим себе слово, что, дочитав эту заметку, больше ни разу в жизни не снимем следующих планов или сюжетов:
— я в салоне самолета и пью «из горла» «Бифитер»;
— я и пальма;
— я и тайская (китайская) девушка;
— я в кругу туземцев;
— ваша спутница в кругу туземцев;
— чумазые дети туземцев и вы в роли Большого Белого Человека;
— мы кушаем омаров (правильно говорить — едим!) или просто сидим за накрытым столом;
— мы на фоне частных яхт, ролс-ройсов, замков и дворцов;
— пейзаж из иллюминатора самолета или окна автобуса;
— солнце (пирамида, невеста) на ладошке и так далее…
Потому что, если вы это снимаете с удовольствием и даже включаете в свои отчеты из поездок, то эта заметка не для вас. Скажу больше: это и есть та самая фотографическая пошлость первого уровня, которая так и прет из всяких блогов и бложков, посвященных туризму, формируя в культурологическом смысле стандарты ниже плинтуса.
Конечно, весь набор этого безобразия трудно встретить в одном месте или отчете. Но порой даже у вполне бывалых авторов нет-нет да мелькнет подобный сюжетец в материале. А поскольку основная масса путешествующих с фотоаппаратами людей книжек по эстетике и искусству не читает, то фотографическая пошлость постепенно превращается в норму и в геометрической прогрессии воспроизводит своих апологетов. Фотография им представляется очень уж досужим и необременительным делом.
Но предвижу возражения: а мы, дескать, снимали для себя и просто хотели поделиться своим прекрасным настроением… Понимаю! Более того — помню, как в советское время была мода фотографировать похороны. В каждом домашнем альбоме были дни рождения детей, свадьбы, шашлыки на природе и обязательно пара тройка покойников в окружении несчастных родственников. На этом, кстати, тогда неплохо зарабатывали домбытовские фотографы. Как и у музыкантов из Дворцов культуры эта халтурка называлась у них — «сходить на жмурика»…
Сейчас жизнь стала немного другой. И домашними альбомами дело не ограничивается. Ваше «творчество» становится общим достоянием. Поэтому вполне может статься так, что среди посетителей сайта найдутся люди, вкус которых такими фоточками будет оскорблен. А мы ведь вежливые люди, не так ли?..
Начнем с технической стороны дела. Зеркалка начального уровня за тысячу долларов и чуть выше даст вам полное ощущение того, что ваши фотографии выглядят почти как настоящие. Фотоаппараты стали настолько умными, что любая природная криворукость им не помеха. Но это лишь половина правды.
Вторая состоит в том, что совсем без участия разума пока шедевры не случаются. Ведь купив скальпель, вы еще не становитесь хирургом. Так и тут. Если и есть между хирургией и фотографированием какие-то различия, то только в малоинвазивности последнего. Вы людей не режете, а просто ездите им по мозгам — пересветами, недодержками, заваленными горизонтами и перспективными искажениями, общими планами, когда они не нужны, широкоугольниками в портретной съемке и прочей скукотищей. Это происходит в ста процентов случаев, когда после покупки фотоаппарата вы не затрудняете себя тем, чтобы хорошо покурить инструкцию или полазить по профильным сайтам. Что ж, самый раз, чтобы скинуть покровы с этой тайны.
Чтобы снять технически грамотную карточку, нужно всего на всего выставить правильную экспозицию и сфокусироваться там, где нужно по сюжету вашего снимка. Если вам затруднительно понимать, что такое выдержка и диафрагма, смело работайте в так называемой «зленой зоне» — то есть в полностью автоматическом режиме. Чуть продвинетесь, переходите на программируемый автоматический режим «Р». В этом случае вы сможете корректировать выдержку и диафрагму по ходу дела.
К примеру, вы снимаете быстро движущиеся объекты — детей, животных или спортсменов, выставляйте выдержку короче, не менее 1/500. Манипуляции с диафрагмой чаще всего требуются не для того, чтобы обеспечить больше света, как это было раньше (сейчас хорошо работают высокие ИСО), а добиться требуемой глубины резкости. То есть, чтобы и нос, и уши у человека в портрете были в резкости, а фон для красивости — размыт. Тег для поиска в интернете — съемка на открытой дырке (диафрагме). Почитайте об этом также в инструкции к аппарату и не забывайте при съемке.
Какие режимы чаще всего использую я? В основном — мануальный при автоматическом подборе ИСО. Мне так удобнее, поскольку чаще всего снимаю жанр, стрит и репортаж, меняю локации по ходу съемки. Выставляю режим «М», диафрагму 5,6, если темно, светло — 11–13, выдержку — не длиннее 1/320, чтобы избежать смаза, так как у меня Nikon D800 c многопиксельной матрицей и, следовательно, физически мелким пикселем (светочуствительным элементом). Так же я всегда использую минусовую светокоррекцию от -0.3 и больше, в зависимости от условий освещенности. Но этот параметр зависит от вкусовых предпочтений. Я вот страшно не люблю пересветы и чаще ухожу в тени. Мне кажется такая фотография является более глубокой и насыщенной.
За режимом экспозиции следите по гистограмме. Правильная гистограмма отображается в форме почти равносторонней горы, вершина корой приходится на середину. Автофокус при съемке портрета используйте точечный и цельтесь человеку в глаз. В остальных случаях можно использовать автоматический выбор зоны автофокуса. Снимаем, конечно, в RAW — не жмотимся на карточки и жесткие диски для хранения, «проявляем» и обрабатываем в Lightroom — оптимальный, на мой згляд, на сегодня пакет для фотографа. Можно снимать и в JPG, но тогда возможностей для вытягивания фоточки у вас будет меньше.
И это все, что касается технической стороны дела. Остальное вы почерпнете сами, неутомимо экспериментируя, читая инструкции и тысячи статей, выложенных в сети профессионалами фотографии. Нам же важнее содержательная сторона съемки.
Большая и общая беда для многих путешественников — это банальность и рутинность их материала. Каждый почему-то считает, что нужно снять все подряд, потом все так же и выложить, выкинув из серии только откровенный брак… Не парьтесь, никто вас не упрекнет в отсутствии работоспособности, если что-то вы не снимете из обязательной программы вашей экскурсии. Важно отработать четко сформулированную тему. И вот тут возникают проблемы, о которых я писал уже в предыдущей заметке на тему текстов из путешествий, главная из которых — отсутствие смысла.
Однако, большинство либо не предполагают о его существовании, либо не способны к его поиску. Что одинаково плохо. Проще, конечно, приехав в какую-то строну, поливать все подряд из своего фотоаппаратика, не очень-то задумываясь о вопросе, а на фига это нужно? Ну кому они здались ваши голимые 150 фоток из окна автобуса?.. Но вы входите в азарт и напрочь забываете, что до вас тут уже побывал либо Юрий Сенкевич с программой «Клуб путешественников», либо ушлые парни из Discovery channel, National geographic channel и им подобных каналов. Они уже открыли всем этот мир и люди знают, как выглядят папуасы или египетские пирамиды. Следовательно, у вас заведомо усложняется задача. И я даже не говорю о том, что вы должны открыть, что-то такое, чего не увидели они. Это вряд ли получится. Но хотя бы попытаться взглянуть по-своему, под своим углом и ракурсом вы попытаться должны. Иначе вы — блондинка с мыльницей, не более — хоть и в штанах!..
Почему-то люди, готовясь к путешествию, продумывают маршруты, ищут инфу по отелям и жрачке, лопатят гигабайты на Яндекс-фотках, а привозят из него очередную банальщину. И происходит это оттого, что большинство, снимая, не думает над сутью. Что за страна, куда вы приехали, чем отличается от вашей? Что здесь такого, что достойно именно вашего внимания, а следовательно и съемки. Ведь очевидно, что пальмы выглядят иначе, чем березки, а как это сказывается на ментальности тех людей, которые живут под ними?.. И тут важно все — и ваши текущие впечатления, и ваши воспоминания, размышления об увиденном и откровения гидов, наблюдения и рождаемые по ходу их ассоциации. Материал, который вы готовите должен опираться на систему тех ценностей, которая присуща вам, а также тех людей, для кого вы его готовите. Он не может быть оторван от реальностей именно вашего мира, в какую бы экзотическую жопу вас не занесло.
Говоря еще проще, сформулируйте первоначальную тему до съемки, опишите ее в виде небольшого плана. А по ходу задавайте сами себе провокационные вопросы — подтверждает ли увиденное то, что вы думали об этом первоначально. Возьмем простейший пример — Египетские пирамиды. Можно приехать туда, и отстреляться, как и все, включая кадр с ладошкой. В тесте сообщить о том, что было жарко, скучно и какие алчные засранцы эти египтяне, которые предлагают прокатиться на верблюде… А можно по-другому. Подумать о той цивилизации, которая это все построила и куда она потом делась? И почему, кстати? Что было в это время в вашей собственной стране? И возможно, откроете для себя, что ваши предки в это время еще лазили по деревьям. Тогда и на чумазых пацанов с верблюдами вы посмотрите иначе, как и на величественную фигуру Сфинкса. Вы тогда не станете дурью маяться с кадром с ладошкой, а попытаетесь сделать снимок, в котором будет чувствуется неумолимое течение времени и тщетность человеческой гордыни…
Но почему важен именно такой подход? Почему интереснее копаться, морщить лоб и искать этот чертов смысл, когда можно просто снимать между делом на вскидку?.. Да можно, конечно, и так. Только зачем? Кому это нафиг нужно, кроме вас и вашей тещи? Вы хотите остаться лузером с фотоаппаратом? Пожалуйста, ваш выбор! Но если мы говорим о фотографировании, как о творческом процессе, то смысл нужен всегда! Даже в съемке самых простых вещей. Диалог фотографов: «А ты умеешь снимать помидоры?.. Умею. А смысл?..».
Тема в развитии — это, кстати, не только лишний гимор, но и кое-какие преимущества, бонусы для вас. Снимая «историю» в виде внятного повествования (нарратива), организуя ее как целостный сюжет, вы вынуждены прибегать к разным приемам в съемке, манипулируя ракурсами и планами. А также использовать разные фотографические жанры. Вот об этом сейчас и поговорим.
Ракурсы. Это прежде всего та точка, с которой вы смотрите на объект. В большинстве случаев, предпочтительней смотреть на него так, как смотрят обычные люди. То есть, если перед вами человек, то снимайте его со своей линии глаз. Если ребенок, то опуститесь на колено. Если человек лежит — ложитесь рядом!.. Шутка, конечно. Но доля истины в этом все же есть. В фотографии следует передавать тождественный для человека мир, если иное не диктует вам ваш художественный замысел. Поэтому меня дико бесят перспективные искажения в виде схлопывающихся в верхней точке стен зданий и крыш соборов, длинные, как у обезьян, руки обычных людей, снятых на широкий угол, и прочая глупость начинающих фотографов!.. Стоит использовать необычный ракурс только в одном случае, когда хотите обратить внимание зрителей на оригинальность или нетривиальность того, что вы видите. Это может быть и отдельно взятый объект, и жанровый сюжет, и намерение придать динамичность статичной сцене.
Планы. Понятно, что есть крупный, средний и общий. Понятно всем, но только не фотографическим лузерам! Их любимый план — общий. Им они снимают закат на Бали, а потом свою подружку на фоне бунгало. Мучайся потом, пытаясь разглядеть ее прелести!.. Но мы не дураки. Понимаем, что тут уместнее средний план. Но поскольку мы делаем «историю», то дополним ее и крупным планом, сняв наиболее яркую деталь вашей подружки-модели — улыбку, веснушки или топлес, что тоже, уверен, пойдет в кассу!..
Теперь о жанрах. В каждой истории и отчете с фотографиями автор вынужденно использует несколько жанровых подходов в своей съемке. Даже тогда, когда он об этом даже и не задумывается. Можно, конечно, залепить своей подруге в лоб вспышкой на романтическом ужине, а можно и слегка подумать: я ведь хочу сделать портрет, а не высвеченную тарелку на фоне сгущающих сумерек. И в этом случае советую забыть о вспышке, включить ее на хрен. Используйте только естественный свет, какой бы он ни был. Вспомните Рембрандта и его классическую рембрандтовскую «схему света» — в полуоборот в сторону света из окна. Кадрируйте плотно, в портрете играет только крупный план!.. И этого пока достаточно, чтобы получился портрет любимой почти как в фотоателье.
Но пойдем дальше — к жанровому портрету, который более уместен в вашем отчете о поездке. Это тот же портрет, но не постановочный, сделанный в по-студийному, а живой, снятый в динамичной окружающей постановке. Часто жанровые портреты случаются у репортажного фотографа, во время съемки какого-нибудь события. Ведь любая съемка более-менее развивающегося события требует крупного плана, выделения главных действующих лиц и их эмоций, характеров. Как правило, на них и строятся сюжетная или психологическая линия всего повествования. Таким образом, жанровый портрет — это человек, личность в действии!
Стрит-фотография. Из самого названия жанра отчасти следует, что это такое. Конечно, это уличная фотография, но фотография все же не объектов — улиц, зданий и площадей, а людей, сценок из жизни. Вся ее прелесть — в непредсказуемости, оригинальности каждого кадра.
Вы одновременно и документалист и фотохудожник, потому как стрит-фотография всегда является неким художественным обобщением действительности. И чем выше уровень этого обобщения, тем правдивее и сильнее воздействие этой фотографии на зрителей. Поищите в сети снимки Анри Картье-Брессона, и вы поймете, что это такое — стрит-фотография.
И, наконец, пейзаж. Куда нам без него! Его не только знают и любят все, но и умудряются только из чередования этого жанра — городского и природного (терминология условная!) пейзажа — компоновать всю свою историю. Отдельные умельцы это делают, не выходя из экскурсионного автобуса (убивал бы!).
Пейзаж как таковой — очень сложный жанр, требующий не только оригинального художественного чутья, тонкого вкуса автора, но и технического совершенства в исполнении. Сил нет смотреть на тысячи блеклых, невыразительных, пустых изображений, привезенных из интереснейших мест. Кривых, косых, при этом, с заваленными горизонтами и обрезанными важными деталями. Из активно путешествующих наших пейзажистов наибольшим успехом в этом жанре (и не только в этом!), на мой взгляд, снискал только Дима Шатров. Посмотрите его работы, и вы поймете, насколько серьезно он относится к фактуре и к тому, что он в итоге показывает зрителям.
Что я посоветую? В пейзаже самое главное — выразительность. И она, как ни странно, зависит не только от того, что вы снимаете — непальские горы или подмосковную березовую рощу. Важно правильно расставит акценты! Иными словами, композиционная определенность тут превыше всего. Не буду вдаваться в дебри этого понятия. Ограничусь простой рекомендацией придерживаться на первых порах хотя бы правила третей или «золотого сечения» — кому как нравится. И тут вам будет достаточно самому определить, что является для вас смысловым центром снимка и куда его при этом следует поместить.
По правилу третей — есть четыре важных точки в прямоугольнике фотографии, вот туда и располагайте тот объект, который и выражает основное содержание или мысль снимка. Старайтесь не располагать главный объект по центру — это считается скучным, оставляйте перед взглядом человека свободное пространство, и пусть он при этом смотрит внутрь кадра, а не наружу… Еще, я, например, совсем не люблю безжизненные ландшафты, всегда стараюсь включать в них либо самого человека, либо артефакты — следы его деятельности. Ну и так далее, рекомендаций на этот счет вагон и маленькая тележка: погуглите и обрящете!..
И тут мы логично переходим к тому жанру, в котором найдут воплощение абсолютно все ваши подходы, о важности которых мы говорили выше, — к репортажу или истории (серии). К сожалению, развитие блогосферы и доминирование в ней отдельных плодовитых блогеров, напрочь убили изначальное понятие репортажа, а трэвел-репортажа — в особенности. Их последователи восприняли подход своих кумиров как тренд. И понеслась душа в рай!.. Используется одна-единственная линейная схема: лечу в самолете — прилетел — дорога в отель — пошли поснимать — какие забавные местные жители — кругом говно — мы летим обратно… Такой «репортаж» сопровождается вполне техничными фоточками, обеспеченными дорогущей камерой, и нехитрым текстом. Отсутствует главное: мысль. Или тот самый смысл, о котором я не устаю повторять. И пусть эти материалы сегодня находят своих почитателей, преумножают рейтинг и личную капитализацию автора, но реальная цена или творческое значение их не выше понятия информационного шума.
Если же вы хотите приподняться чуть выше, хотя бы в собственных глазах, то должны подходить к репортажной съемке как к возможности наиболее полно высказаться. И не как простой обыватель, а как журналист. Да, именно так. В истории или репортаже от одного-двух слов, которые несет зрителю отдельный снимок, вы переходите к фразам. При этом тут важен как объект съемки, так и внятность его раскрытия — кто, что, где, зачем и почему?..
Но чтобы вам было проще на первых порах, исходите из следующего. Репортаж — это всегда событие, действие. Но под действием можно подразумевать не буквально делание чего-нибудь людьми, но и ход мысли автора. Который, кстати, особенно целесообразен, когда перед вами оказывается внешне статичный объект съемки. Ну, например, как можно показать шахматный турнир? Сидят два умных человека и часами чешут репу. Скучно? Да, если показывать это прямолинейно. Опытный фотограф начнет думать и искать, как имеющимися у него фотографическими средствами показать нечеловеческую работу мысли этих людей, их переживания, триумф победы и драму поражения… Иными словами, в трэвел-репортаже (истории) нужно стремиться к раскрытию сути происходящего, неявных смыслов того или иного события. Как это делать? Вот вам совет. Попробуйте по-репортерски, динамично, с чередованием разных планов и ракурсов, снять заурядный поход за пивом вашего друга (подружки) в ближайший супермаркет. Гарантирую: вы сильно удивитесь результату. Приятно удивитесь!..
Но вот вы сняли, удивились — теперь самый раз сложить из этого историю. А как? Что является в ней главным, а что второстепенным. Какой должна быть стартовая (заглавная) фотография, а какой — финальная?.. Тут бездна вопросов, и не таких уж простых, как это кажется на первый взгляд. Очень советую побывать на мастер-классе Алексея Никишина «Дизайн фотокниг или бильд-редактирование для фотографов». Или поискать материалы на эту тему. Мне кажется, что принципы взаимодействия изображений в книге вполне применимы и на уровне истории, репортажа или фотоочерка. Разумеется, с поправкой на масштаб и задачи. Но для того, чтобы дело не стояло, пока вы освоите теорию, дам несколько простейших советов.
Главная фотография истории — это главная фотография по смыслу, то есть вы должны полагать, что она одна рассказывает обо всем, что вы хотели рассказать, а остальные — уже частности и вкусности. И это ваша печка, от которой вы начинаете плясать. Все последующие снимки должны давать ваше событие в развитии, помните те вопросы — что, где и как?.. И учтите, что говорим мы сейчас не о многоуровневой композиции повествования, а всего лишь о простом линейном монтаже. Старайтесь чередовать снимки с разными планами — общий, средний, крупный, а не давать подряд тридцать фоток общего. Уместно использовать в вашем повествовании «связки» — кадры внешне нейтральные, но которые, как в кино, обеспечивают переход одной сцены (темы) в другую.
И тут как нельзя кстати могут выплыть вертикальные кадры. Вы ведь помните, что люди видят мир горизонтальным. Поэтому, если снимаете и ставите в историю вертикальный кадр, значит вы хотите нам что-то этим сказать. Вертикальный кадр — это почти всегда акцент! На него зритель обязательно обращает внимание, так как он представляет мир немного в иной проекции, чем он привык…
Что еще нужно помнить, готовя вашу историю к публикации? Про отбор. Старайтесь оставлять только те кадры, которые чем-то дополняют предыдущие. Но ни в коем случае не лепите подряд пять снимков одного и того же памятника с разных сторон, планов и ракурсов. Понимаю, это трудно. Сам страдаю и плачу, когда выкидываю из истории замечательный снимок. Но так нужно делать всегда, если мы намеренно не хотим вызвать у зрителя эффект, который я называю «баден-баден»…
Ну, вот, пожалуй, и все. Если вы дочитали до этого места, значит, я не зря потратил свое время. Но понимаю, что некоторые начнут искать между строк коварный умысел опять кому-то плюнуть в душу — как и в первой своей заметке на тему о том, как писать. Не парьтесь! И не воспринимайте сказанное выше чудовищным поклепом на прогрессивную общественность с фотоаппаратами. Иная точка зрения — еще не повод кидать в автора гнилые помидоры. И впереди у нас отнюдь не вечность, поэтому займемся делом, чтобы успеть сказать этому миру хоть что-то стоящее!
Вся серия "Мои ликбезы":
А смысл, брат!.. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6878
Не делайте нам больно!.. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6881
Мои раскраски. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6882
Вишенка на торте. - https://a-strunin.tourister.ru/blog/6883
Анатолий Струнин
Фото автора.